Противодействие инновациям, или Коллектив не хочет ничего менять
«Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза…»
Но все ли любят перемены?..
Жила-была одна маленькая, но очень хорошая фирмочка. В ней трудились очень хорошие люди, добрые, отзывчивые, работающие на совесть. Но всё течет, всё меняется, настало время и фирмочке двигаться вперед, вырастать в большую фирму.
И нанял тогда руководитель фирмочки директора по развитию. И пришел директор по развитию, начал оценивать бизнес-процессы, вводить алгоритмы оптимизации и стратегии развития. И обнаружил директор по развитию, что сотрудники работают хоть и хорошо, но по старинке, не так эффективно, как могли бы. И ввел тогда директор по развитию новую систему учета и оценки эффективности.
Не возмутились тогда сотрудники, а просто проигнорировали все новые правила и регламенты… Это первый этап сопротивления коллектива – «бездействие».
Но директор по развитию не отступил, а продолжил внедрять нововведения.
И поднялся тогда ропот среди сотрудников, решили они, что все новшества – не нужны, вредны и не принесут никакой пользы. Это второй этап сопротивления – «отрицание нововведения».
Но директор по развитию был опытным и умным, он активно настаивал на своих инициативах.
И тогда начали сотрудники протестовать и открыто возмущаться. Наступил третий этап – «раздражение».
Правильно повел себя директор по развитию. Он не стал открыто давить на сотрудников, но продолжил мягко позиционировать инновации.
Тогда наступил четвертый этап – «обсуждение и переговоры». Сели сотрудники с директором по развитию за стол переговоров и начали обсуждать дальнейшее житье-бытье и планы. И понял коллектив, что перемены неизбежны и вроде как нужны…
Начался пятый этап – «спад противодействия». Кто-то смирился с новой системой работы, а кто-то уже даже начал содействовать нововведениям.
И тут уже пошло развитие, все увидели, что перемены – это, конечно, трудно, но необходимо. И пришла пора шестому этапу – «принятие перемен». Тут уже все оценили преимущества новой системы работы, увидели возможности, которые дают нововведения фирмочке – и постепенно фирмочка превратилась в солидную и крупную фирму.
Подведем итог: перемены неизбежны, но часто введение нового сталкивается с неприятием коллектива. Людям сложно перестроиться, отойти от привычных систем и моделей. Все перечисленные выше 6 этапов сопротивления переменам проявляются при любых более-менее серьезных изменениях. Но изменения необходимы для движения вперед. Главное для руководителя – знать, что этот процесс естественен, и активно работать с коллективом, не отступая и не пуская дело на самотек.
Удачи!